мавзолей Толегетай-кылышты ата
Мекен жайы:
Ақпарат қосылу\жаңартылу күні: 24.09.2020
Құжаттама: жүктеп алу
Жалпы ақпарат:
Мавзолей Клышты-ата.
Кызылординская область, Жанакорганский район, в 7 км к югу от с. Жанакоргана.
Географические координаты: N 43°45,38,60" Е 67°4'14,68''.
Памятник расположен в районе, прилегающем к пойме Сырдарьи, в местности, прорезанной многочисленными каналами и рисовыми чеками. Он находится на небольшой возвышенности, которую не затапливают речные разливы.
Клышты-ата, знаменитый в этих местах святой, прославился своей воинственностью и неуязвимостью в бою – его можно было убить только во время молитвы. Выяснив эту тайну, враги во рвались в мечеть, где он совершал молитву, но он не захотел прерывать ее и вместе со своими сподвижниками был зарублен. Это один из вариантов, почему Клышты-ата получил свое прозвище («клыш» – сабля). Есть и другая версия: в бою он саблей рубил только головы.
В недавнем прошлом мавзолей был полностью разрушен (по некоторым свидетельствам, вследствие пожара) и заменен кустарной постройкой которую, впрочем, тоже снесли, освободив место для нового мавзолея, строительство которого ведется и в настоящее время (2006 г.).
Разрушенный мавзолей был возведен из прямоугольного сырцового кирпича (7x22x35/42 см) с использованием для несущих элементов древесины. Памятник представлял собой прямоугольник с плоским перекрытием на колоннах, входной проем был ориентирован на юго-восток и находился в айване, образованном двумя стенками с башнями пятиметровой высоты, между которыми была устроена кровля из жердей и камыша.
В интерьере находилось два ряда колонн, а в стенах – арочные ниши. Примерно в середине главного нефа, идущего от входа, в кровле было оставлено прямоугольное отверстие для выхода наверх, куда вела деревянная лестница.
На кровле над этим проемом было легкое строение из жердей в форме усеченной пирамиды, над которой возвышался флаг (жердь с белой материей).
В помещении находилось несколько различных по размерам прямоугольных сырцовых надгробий, ориентированных длинной осью по направлению север-юг. Наибольшее из них, расположенное в глубине, принадлежало самому Клышты-ата: оно было покрыто белой материей, а над изголовьем лежал череп кошкара, кроме того, у его изголовья стоял деревянный брусок, а в стене была устроена ниша.
К юго-западному углу памятника было пристроено еще одно подобное же сооружение, но меньших размеров (8,05x9,65 м), по преданию оно принадлежало Толегетай-ата, зятю Клышты-ата, знаменитому человеку, родоначальнику большинства родов казахского племени найман.
Современная усыпальница Сайида Камаллетдина-улы Клышты-аты квадратной формы, перекрыт сфероконическим куполом, опирающимся на колонны, с портальным входом. Мавзолей сложен из красного кирпича. Фасад мавзолея венчает прямоугольный портал. Особого декора его фасады не имеют
Двери усыпальницы Клышты-аты украшает резная двухстворчатая дверь, украшенная растительным узором.
Сверху мавзолея над саганой увенчан сферической формы купол со световым окном и лампой ночного света.
Сразу от входа – справа и слева – размещены на плакатах жизнеописания Клышты-ата и его родословная.
Внутри усыпальницы в центральной части под куполом располагается сагана из зеленого мрамора.
С двух сторон от саганы в виде дуги расположены четырехугольные колонны, которые являются своеобразными несущими конструкциями, поддерживающими полусферический купол. Пол гробницы выложен из прямоугольных мраморных плит.
За могилой, на плите, выполненной из отполированного габбро, выбита родословная Сайида Камаллетдина-улы Клышты-аты, жившего в XII-XIII веках. Плита прикреплена к стене металлическими болтами из бронзы.
Исторические сведения:
Комплекс построен в 1992 г. на месте захоронения прославленных батыров Толсгетай-баба - Кылышты ата. Автор проекта – архитектор Ибраев Б.
Легенда:
Кылышты ата был героем своего времени и святым человеком, обладающим исключительными качествами. Народная примета гласит: если человек на транспорте и за лем не помолился, то с ним случается несчастье. Волей Аллаха помогал он просящим послать ребенка, ночующим у мазара, давал сына или дочь. Отец Кылышты ата Камаладдин, прибывший из Мекки, женился на дочери Абубакира Сыдыка, короля города Кырызузгент. Потомок Абубакир Сыдыка женится на дочери Илгимагзума. И вскоре возвращается в Мекку. Когда Кылышты вырос, то однажды увидел, как с неба опустились меч и лошадь, как знак того, что теперь он может противостоять бедам. Визири и бии, выстраивавшиеся перед ним, не раз были свидетелями, как его меч сливался с солнечным светом, и муха, садившаяся на лезвие сабли, разделялась на две части. Это значило – «тот, кто не будет хранить верность, получит такое же наказание». После этого в народе его прозвали Кылышты ата.
О нем есть писания в книгах «Бабырнама», «Махдуми Агзам и Дагбед» К. Каттаева, «Зафарнама» Али Азди о жизни Аксак Темира.
Мавзолей Кылышты ата находится рядом с могилой Тулегетай-бабы.
Тулегетай воспитывался у Кылыш ата. Однажды Кылыш испытывает Тулегетая. В разгар жары на горячем песке Тулегетай, когда пас овец, начертил своей палкой по песку и с того места вышла вода. Когда ребенок вырос, Кылыш ата отдает свою дочь за него замуж. От Тулегетая выходит четыре рода племени Наймана, чьим отцом его считают все рода найманов.
Вот история происхождения страны в мелодии нашего предка.
В прежние времена враг приходил в селение Найман. Хотя Найман был героем в юности, на момент атаки он был в возрасте более восьмидесяти лет. Враг, которого много раз побеждал Найман, был настолько зол, что Найман пытались убить подосланные наемные убийцы. Тогда убийцы сказали главному врагу Наймана: теперь, Найман должен был быть наказан. Но подумав, решили не трогать старика, приняв другое решение: «Нет тяжких наказаний в мире без потомства, поэтому пусть он мучается. Что сделают нам руки старика, приближающегося к девяносто лет. Давайте оставим его живым», - сказал они. Согласившись на этот консенсус, враги повернули лошадей и направились в другой сторону от селения, где жил Найман.
Токпан, сын зятя Наймана, также был убит в битве, а его младшая дочь Аксулу также была вдовой. У него не было сына. Теперь одному поколению, одной семье, угрожает исчезновение. Отец Аксулу, деду Найману выдает замуж сестру Токсулу. Хотя Токсулу младше ее, Аксулу называет ее «Қызеней». Итак, Токсулу забеременеет и родит сына. Вскоре умер старший брат Наймана. Ребенка назвали «Белгібай» (иногда также называемое «Өкіреш»), потому что он был единственным в роду этой семьи.
Аксулу ждет своего младшего брата, Бельгибая, когда исполнится ему шестнадцать лет и выходит замуж за него в возрасте тридцати пяти лет. Появляются от Белгибай и Аксулу - Суюниш, от Суйуниш - Тулегетай. От Тулегетая – Китай, от него «Торт Тулегетай» - Каракерей, Матай, Садыр и Тортуыл. После Аксулу Белгибай женился несколько раз. Есть сыновья: Сугурше, Серикбай, Келбұқа, Кетбұқа. По Шежире, из них исходит девятимерный Найман. Первые четыре из девяти символов происходящих от Байбише Аксулу принадлежат «Четыре Тулегетай»: Каракерий, Садыр, Матаи, Тортуылу. Последующие три знака принадлежат «Ергенекты» - Кокжарлы, Бура, Карабай, родившихся от Саржомарта сына Сугирши. Последние два персонажа касаются Баганалы и Балталы из Кетбука. А родившимися от Келбука не хватило знака, и он сломал знак одного из своих братьев. Но ему была предоставлена высшая привилегия - «Брат Нахмы».
Толегетай Баба является потомком Кушилик-хана, жившего в начале XII века.