Свято-Казанский храм иконы Божией Матери 1890-1895 г.
Мекен жайы: Кызылординская обл., г. Кызылорда, ул. Токтыбаева, 5.
Ақпарат қосылу\жаңартылу күні: 18.12.2018
Құжаттама: жүктеп алу
Жалпы ақпарат:
Христос Спаситель шіркеуі, 1890-1895 ж.
Свято-Казанский храм иконы Божией Матери 1890-1895 г.
Кызылординская обл., г. Кызылорда, ул. Токтыбаева, 5.
Исторические сведения:
Первая православная церковь в Перовске, освящённая 15 октября1855 годабыла походной и представляла собой шатёр. С августа 1856 года до ноября 1864 года в ней служил Андрей Евграфович Малов. В1863 годубыла построена церковь изсырцового кирпича с крышей из кошмы, которая в1868 годубыла размыта дождём. В том же году было построено здание церкви, также сложенное из сырцового кирпича, но на фундаменте из жжёного кирпича и крытое железом. В этом здании службы во имя Казанской Божьей Матери проходили до освящения современного здания, после чего оно было разобрано. На месте бывшего алтаря была установлена часовня, до настоящего времени не сохранившаяся. Строительство современного здания церкви началось в1890 годуи продолжалось более пяти лет. Постройкой храма по проекту местного архитектора Есакова руководил инженер Калинин. Храм построен из жжённого кирпича жёлтого цвета, изготовленного в Казалинске, расположенном более чем в 300 км от Перовска. Освящение нового храма состоялось 6 декабря1896 года. Строительство церкви обошлось в 35 тысяч рублей, из которых 5 тысяч были собраны жителями Перовска, а остальные отпущены из казны. В церкви имелось 9колоколов, самый крупный из которых имел вес 136 пудов. До декабря 1906 года церковь состояла в ведении военного ведомства, после чего перешла в ведение епархии.
В 1990 году произведены ремонтно-реставрационные работы СНРМ «Кызылордареставрация» г. Кызылорда. Были выполнены: реставрация фасадов, ремонт кровли и интерьеров (Архив СНРМ «Кызылордареставрация»).
Описание памятника:
Перовская Казанско-Богородничная церковь в плане представляет собой прямоугольник со срезанными под 45 градусов углами. Внутренняя планировка имеет традиционную крестообразную планировку. Церковь построена из обожженного кирпича, ориентирована по оси восток-запад. Здание церкви состоит из двух объемов: основного центрического, включающего зал для молитв, и притвора, примыкающего с западной стороны, в котором находится входная часть.Конструкции кровли и перекрытий – плане – 17х23 м, высота – 18 м. Основной объем крестово-купольный, крест равноконечный («греческий, византийский»), входящие углы креста заполнены подсобными помещениями. Это крестообразное пространство высокое (двусветное), средокрестие венчается полусферическим куполом на двухчастном восьмигранном барабане, прорезанном восемью узкими оконными проемами с полуциркульными арками-сводами. Рукава креста перекрыты сводами полуциркульного очертания, образующими на фасадах закомары соответствующей формы. В верхней части этих элементов устроены трехчастные повышенных пропорций окна, перекрытые полусферическими арками. В нижнем уровне на боковых фасадах устроены дополнительные входные проемы, в которых устроены дополнительные пределы и хозяйственные помещения. Главный зал – двухсветный, перекрыт луковичным куполом на барабане, имеет четыре вспомогательных помещения. Доминирующее значение в общей композиции фасадов играет трехъярусный объем колокольни, перекрытый луковичным куполом. Фасады декорированы с помощью фигурной кирпичной кладки. Главный вход выделен большим арочным проемом с двухстворчатой, филенчатой, резной дверью. Основной вход в молельный зал осуществляется с западной стороны из притвора. Этот объем также двухсветный, увенчан куполом на восьмигранном подкупольном барабане, купол аналогичен основному, но меньших размеров. В первом уровне находится входная часть, во втором – хоры-клиросы, которые освещаются тройными окнами, находящимися в закомарах и верхним светом через проемы в подкупольном барабане. Полы выложены из металлических, чугунных орнаментированных плит. Внутренние стены оштукатурены и декорированы гипсовой лепниной и росписями. Основным мотивом разработки стен фасадов является рустовка стен фасадов, а также горизонтальные членения профилированными карнизами. Горизонтальным поясом делится на два уровня и внутреннее пространство. Церковь, по-видимому, является вариантом типового проекта. Аналогичные храмы имеются в Астрахани и Ташкенте. Выкладка полов чугунными плитами встречалась в храмах Семипалатинска (Никольский собор) и на Урале (Нижняя Синячиха).