Мавзолей Асанас. XVII век

Мекен жайы: Кызылординская область, Сырдарьинский район, 15 км к западу от села Айдарлы.

Ақпарат қосылу\жаңартылу күні: 18.12.2018

Құжаттама: жүктеп алу

Жалпы ақпарат:

Мавзолей Асанас.

XVII век.

Значение: Республиканского значения-историко-культурный памятник

Кызылординская область, Сырдарьинский район, 15 км к западу от села Айдарлы.

Географические координаты: N44º27′99,8″ E 065º39′13,9″

 

Описание памятника:

Мавзолей Асанас представляет собой однокамерное портально-купольное сооружение, построенное из обожженного кирпича, без фундаментов. В качестве кладочного раствора использовался глиняный. В плане изнутри имеет форму квадрата. Каждую ее сторону украшают арочные ниши. Переход от четверика к восьмерику осуществляется посредством тромпов. Стены памятника слегка наклонены во внутреннюю сторону, но не обставлены. По всему периметру памятника, на уровне чуть выше от пола было уложено два слоя камышового настила для защиты кладки от соли. Купол – сфероконической конфигурации, сооружен на круглом барабане. Вверху купола имеется световое окно, освещающее погребальный зал. Основной фасад мавзолея до реставрации был сильно разрушен, из-за упавшей части купола потрескалась стенная кладка, в настоящее время в мавзолее заново произведен ремонт. Портал декорирован П-образными поясками. По центральной части портала размещена глубокая стрельчатая ниша, в глубине которой устроен вход. Главным фасадом мавзолей ориентирован на юго-запад. В середине стен камеры имеются большие арочные проемы в форме стрелы. Выше расположен явно выраженный пояс тропмов, на этом уровне установлен подкупольный восьмигранник, на каждой грани восьмигранника также имеются проемы в виде стрел. Проемы арочных тромпов заполнены кладкой, упирающихся на трехступенчатые кирпичные сталактиты, торчащие из углов камеры. Переход от пояса тромпов к кругу основания купола осуществлен за счет выхода нижних рядов. Пол камеры уложен жженным кирпичом. Внутри не отштукатурено. Во время ремонтных работ в камеру был установлен надгробный памятник с головным убором невесты – саукеле.

Общие размеры в плане - 8,82x7,12 м. Высота купольной части 6,8 м. Толщина стен – 1,2 м.

 

Исторические сведения:

Дата строительства – XVII в. Заказчик и история создания не известны. Асанас ата– каракалпак, дедушка по матери известного местного угодника (святого) ходжа Кожана, согласно легенде в мавзолее захоронена его внучка, а сам памятник устновили каракалпаки. Первые данные о мавзолее встречаются в записях В.А.Каллаура, описавшего городок Асанас. Исторические данные о мавзолее Асанас были опубликованы в 2006 году в труде "Сыр елінің мәдени мұралары", авторами которого являются Ж.А. Жонтаева и Ш.Ш. Абдибаев. В 2005-2007 гг., 2008-2011 гг. в рамках программы "Мәдени мұра", во время разведывательной экспедиции института Археологии им. А.Х. Маргулана (рукововдитель – Ж.Курманкулов), мавзолей был исследован, внесен в список и вошел в книгу "Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область". Научно-реставрационные работы проводились в 1989 и 2000 гг. РГП «Казреставрация» и РГП «Кызылордареставрация».

 

Легенда:

Мади (Маһди)-Диуана ходжа, согласно данным был угодником (святым), неоднократно совершал хадж. «Диуана» – арабское слово. Означает «умный человек». Во время одного из хаджей, который он совершал пешком, он гостил в Каракалпакии в доме у одного зажиточного человека. Хозяева встретили его без особого почтения и постелили ему в коридоре. Ночью хозяйн дома просыпается от яркого луча. Увидев рассеявающийся от гостя свет он будит жену. Понимая что их гость не простой человек, они сидят до утра раздумывая что делать и приходят к решению выдать за него свою единственную дочь. Утром рассказывают про это своим сыновьям. Они с этим решением родителей не соглашаются: «Вы хотите выдать нашу красавицу-сестру какому-то бродяге, вы  выжили  из ума». После этого они решаются убить гостя. Но сколько бы раз они не стреляли из ружья, пули не попадают в гостя. Увидев это, гость поражает всех шестерых своим духом. Все шестеро погибают на месте. Позже, пожалев хозяев дома, гость спрашивает: «Оживить Ваших сыновоей? Или пожелать у Аллаха одного сына, который будет стоить шестерых?» Тогда они в ответ: «Сынок, что было – то было. Они погибли от своей глупости. Дай нам сына, который будет стоить шестерых». Пожелание гостя были услышаны Всевышним и родился мальчик, который действительно стоил шестерых. Он был смелым и мудрым. Это был – Асанас баба. Хозяева дома выдают свою дочь за Мади ходжа. Он побыл там 2-3 месяца и продолжил свой хадж.

Барлық бейнелері

Фотобаян

1 / 5
Баланды ІІ кесенесі. б.э.д. ҮІ-ІІ ғ.ғ.
2 / 5
Жетіасар мәдениеті ескерткіштері (23 нысан) б.э.д. І ғ.-ҮІІІ ғ. басы.
3 / 5
Екі мәрте Социалистік Еңбек Ері Ы. Жақаев мүсіні
4 / 5
Көтібар мұнарасы
5 / 5
Сығанақ қалашығы. ҮІ-ХІХғ.ғ.

Ақпарат

    Записей не найдено.